История мировой культуры Дизайн мебели и одежды Работа с деревом Тибетский буддизм Культура Африки Культура Византии Эпоха Возрождения История русской культуры Культура Киевской Руси

История Возрождения

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля (Мужицкого),

а также художников из немецких земель — А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Святая Варвара.

Продавец индульгенций. Иллюстрация к книге Чосера «Кентерберийские рассказы». 1498.

Итальянцы Челлини, Россо, Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями. Например, нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от северных живописцев работу масляными красками на холстах.

Главная черта искусства и культуры Ренессанса — утверждение великой предназначенности, красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, дерзновенной созидательной активности.

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования — сбалансированность и ясность пропорции, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте. Труды Витрувия по архитектуре (I в. н. э.) были популярны в Италии и получили повсеместное распространение благодаря фундаментальному трактату Леона Баттисты Альберти «Об архитектуре» (1485).

Палаццо Строцци. Фонарь.

Джакопо Беллини. Перспективный вид.

По его проекту построены церковь Сан-Фанческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе. Они явились важным шагом в освоении античной культуры в архитектуре Возрождения.

Альберти использовал в облицовке строений традиции инкрустационного стиля.

Величайшим триумфом развития архитектуры в эпоху Возрождения стало возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции под руководством Ф. Брунеллески.

Палаццо Строцци во Флоренции. Архитектор Бенедетто да Майано. XV в.

Браманте приступил к строительству собора св. Петра в Риме (1506). Продолжили стиль новой архитектуры зодчие Сангалло, Виньола, Палладио. Особенно прославился последний своими многочисленными виллами и созданием театра «Олимпико» в Виченце.

С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воздействием феодально-католической реакции. Но несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями — уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политических теориях.

Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция. Разрез. Архитектор Ф. Брунеллески.

В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное.

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, а в живописи еще два направления — академизм и караваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры — пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Ведущая роль архитектуры барокко в Италии выразилась в произведениях Дж. делла Порта, Л. Бернини. Ф. Борромини. Творения Бернини — площадь перед собором св. Петра в Риме, алтарь св. Терезы, «Скала реджиа» в Ватикане, фонтан на площади Навона в Риме.


На главный раздел сайта: История мировой культуры