Дизайн одежды

Косы с канекалоном продаются здесь.
Дизайн мебели
Русская мебель XIX века
История мебели
Дизайн одежды
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА
Моделирование
Стиль
Ассортимент
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ
ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНЫЙ ПОДХОД
К ПРЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА
Ансамбль
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И КОЛЛЕКЦИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ
Художественное восприятие произведений
дизайна
Работа с деревом
КАК ПОКУПАТЬ ДРЕВЕСИНУ
ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНЫЕ ПЛИТЫ
КАК РАБОТАТЬ РУЧНОЙ ПИЛОЙ
ЛОБЗИК
Соединение вполдерева
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С РУБАНКОМ
КАК ПРАВИЛЬНО ШЛИФОВАТЬ ДЕРЕВО
ПРАВИЛЬНОЕ НАНЕСЕНИЕ ГРУНТОВКИ
 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ

Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости радикальных изменений во многих областях человеческой деятельности. В связи с этим в дизайне формируются новые концепции, пересматриваются средства, методы, ценности.

Человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных, унаследованных от прошлых поколений, стандартов в отношении к природе. Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека.

Экологическое проектирование не имеет четко обозначенных границ – экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.

Впервые экологическая тема появилась в моде конца 1970-х – начала 1980-х годов, когда возник «экологический стиль»: вошла в моду одежда из натуральных, льняных и хлопчатобумажных тканей, естественных цветов, с отделкой ручной работы и т.п.

Одной из причин современных экологических кризисов является неумеренное потребление «цивилизованного» человека. Отсюда вытекает важнейшее направление экологии современного общества – экологизация потребления, означающая разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления, возврат к вещам длительного пользования.

Проблемы экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна: на первый план вышло не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирования новой структуры потребностей. Снизить объемы потребления можно путем продления срока пользования изделиями, отказа от вещей одноразового пользования, предпочтение потребления вещей не только длительного пользования, но и многофункциональных. Одна универсальная вещь может заменить собой множество других. Экологический стиль потребления предполагает не только сокращение потребления, но и ориентацию на использование экологически безопасных продуктов изготовленных с применением безвредных и безотходных технологий. Поэтому рядом с экологизацией потребления стоит и технологическая экологизация или экологизация производства. Это направление решает проблемы связанные с экономией природных ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий, экологическим круговоротом. В дизайне одежды эти проблемы решаются следующим образом:

1. Путем отказа от искусственных и синтетических материалов, которые негативно влияют на здоровье человека и производство которых является не экологичным;

2. Путем замены натуральной кожи и меха искусственными, особенно это относится к меху редких диких животных, перьям экзотических птиц, занесенных в «Красную книгу»;

3. Перспективным является создание новых материалов с новыми эксплуатационными свойствами, которые обладают способностью саморазлагаться. Самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды является вторичная переработка сырья. Дизайнеры одежды занимаются проблемой регенерацией отходов, предлагая множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления срока жизни бывшей в употребление одежды (морально устаревшей).

Отдельно можно выделить направление «мусорный дизайн», который используют для создания одежды промышленные отходы и бытовой мусор (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.п.). Применение любых нетрадиционных материалов способствует поиску новых форм и новых образов;

4. Любое производство должно базироваться на технологии обеспечивающей минимальные потери сырья и на мелкосерийном производстве, учитывающем конкретные потребности небольших групп людей, что ведет к колоссальной экономии ресурсов. Это кажется парадоксальным, но многообразие стилей, дифференциация проектирования рассчитанного на малую группу потребителей или на отдельного человека оказываются более экологичными, чем массовое серийное производство.

 В качестве альтернативы индустриальной цивилизации, приведшей к кризису самого человека, возникла концепция «экологии человека», направленная на гуманизацию бытия современного человека. Экология человека на первый план выдвигает проблему удовлетворения духовных запросов личности, раскрытие его творческих возможностей. Экологическая эстетика требует от продуктов дизайна, чтобы они были:

чувственно воспринимаемыми и привлекательными;

благоприятно воздействующими на психику человека, предающими ему ощущения покоя, естественности и раскованности;

вызывающими положительные эмоции;

предоставляющими человеку возможность творчества свободного самовыражения.

Сегодня полезность вещей отходит на второй план, уступая место игре, фантазии, способствующим творческому развитию личности. Современный дизайн предполагает сотворчество потребителя и дизайнера. Концепция сотворчества нашла своих сторонников среди многих модельеров. Она заключается в том, потребитель включается в процесс создания своего образа, так как ему не навязываются готовые и завершенные образы. Особенно много внимания этой тенденции моды уделяют японские модельеры, например, И. Мияке указывает на возможность участия потребителя в творческом процессе создания одежды: «Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который может понять ее по-своему».

Многими дизайнерами в процессе ношения одежды предлагаются игровые элементы. Такие возможности могут быть заложены в трансформирующихся формах, пристегивающихся деталей, смешных дополнения и аксессуарах.

Перспективным направлением экологического дизайна является неотехнологический дизайн - дизайн цвета и света, запахов, звуков. Появляется звучащая одежда, одежда со световыми эффектами, одежда с запахами, одежда из ткани с жидкими кристаллами, меняющая цвет в зависимости от освещения или от температуры тела человека.

Важнейшим направлением экологического движения является экология культуры. Понятие «экология культуры ввел академик Д.С.Лихачев, обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. Экология культуры предполагает сосуществование, диалог, многообразие национальных культур, разных художественных языков, сохранение региональных и национальных традиций. В нашей стране национальные традиции России проявляются  в коллекциях В.Зайцева.

Однако традиции материальной культуры других народов привлекают современных дизайнеров ничуть не меньше, чем собственные, и являются неисчерпаемым источником нового. Особенности использования национальных традиций в современной одежде связаны с эстетикой постмодернизма, в частности, с «методом  цитат». Смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнеры рождают совершенно новые образы, часто не связанные с конкретным творческим источником. Именно так создают свои модели Ж.-П. Готье, Дж. Гальяно.

Особая область в моделировании одежды - использование конструкций национального костюма. Этнографический стиль давно уже адаптировал для современной одежды формы костюма разных народов мира. Плюрализм вкусов в современном обществе означает и равноправие эстетических идеалов, в том числе и представлений о красоте, всегда связанных с той или иной этнокультурной традицией.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДИЗАЙНА 

Художественное произведение — сложная система совокупностей однотип­ных элементов в определенных взаимоотношениях (линии, цветовые пятна, объем, динамика, рисунок, колорит, композиция, пространственно-времен­ная организация, гармония и т.д.).Для него характерно наличие художествен­ного содержания (тема, идея), имеющего идеально-духовные, смысло-образные особенности.

 Соотношение образных и эстетических принципов в художественном про­изведении инициирует у адресата воображение и фантазию, приводя в состо­яние игры его душевные силы: дает повод вызывать сложную систему ассоци­ативных мыслей и ощущений.

  Ассоциативность — способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым. Ассоциации по сходству или контрасту помогают преодолевать функциональную фиксированность вещей, открывать их законо­мерные связи и новые функциональные значения. Общими для искусства яв­ляются способы художественного формообразования: симметрия и асиммет­рия, нюанс и контраст, гротеск, метафора и др.

 Художественная форма — внутренняя структура содержания и способ его материально-предметного воплощения по законам искусства. Форма является общим понятием для всех видов искусства. Форма придается художником, ко­торый не только пишет картины, но и создает музыку, поэзию, обувь, одежду и др.

Композиционное формообразование исходит одновременно из двух областей: ассоциативных связей — символики формы и формальных связей — собственно-первое ограничение будет вынуждать решающего задачу не обращаться формально-логическим построениям. Это будет подталкивать к выдаче результата спонтанно, к привлечению интуитивного компонента мышления. Во втором ограничении под средствами подразумеваются источники вспомогательной информации, справочная литература и пр. Здесь исключается возможность опираться на конкретную информацию, получаемую извне. Это ограничение побуждает обходиться собственными знаниями, путем синтезирования этих знаний продвигаться к решению проблемы. Третье ограничение касается средств при помощи которых дизайнер выражает свой замысел. Основными из них являются графика и объемное моделирование. Графическое изображение фор­мы и воплощение ее в объеме при помощи минимальных средств побуждают к обобщенному целостному видению не только формы, но и самой проблемы требующей решения.

 Перечисленные ограничения достижимы только в краткосрочных задани­ях, которые являются одним из важных компонентов формирования мышле­ния художника-дизайнера.

  Анализ начинается с умения верно оценить то, что сделано по чувству. Это важнейший момент в практике художника. Способность к творческой интуи­ции — проявление одаренности художника. Способность к анализу, т.е. логи­ческому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Идя от содержания к форме и развивая сделанное интуитивно, художник (ди­зайнер) устанавливает не только взаимоотношения персонажей между собой и средой, формат композиции, но и сам ее мотив и даже средства исполнения. Только сумев проанализировать созданное по интуиции, художник может найти пути и средства к заключительному этапу творчества, ведущему к законченно­сти. Но плодотворен только такой анализ, который способен как бы озарить путь к завершению, вдохновить автора, вызвать тот подъем чувства, который позволяет как бы на одном дыхании привести вещь к концу взволнованно и точно. Схема процесса творчества будет такая: интуиция — анализ — интуиция. Ибо искусство и начинается, и кончается, и воспринимается чувством. Объяс­няется же с помощью анализа.

3. Образность в дизайне. Человек, воспринимая внешний вид изделия, способен почувствовать не только пропорциональное соотношение, масштабность, нюанс (контраст), симметрию и асимметрию, цвет, формы, но и благодаря ассоциативному под­ходу еще и сходство изделия с окружающими предметами или явлениями, а также почувствовать, например, тот испытанный ранее запах, вызванный зна­ковым импульсом, вследствие того, что зрительно ассоциируемый образ имел свойственный ему запах.

 Понятие «образ» в современном употреблении используется в нескольких значениях. Любое изображение — рисунок цветка, прибора, горного ландшаф­та — называют «образом» в широком смысле, т. е. чувственно-конкретным вос­произведением реальных предметов и явлений. Зрительное восприятие пред­метов реального мира называют «образами» этих предметов в психологическом смысле. В философии понятие «образ» употребляется не только чувственного, но и интеллектуального отражения предметного мира психикой человека.

 Художественный образ — это особый тип образности, име­ющий и психологическое, и семиотическое, и много других аспектов значе­ния, что и требует эпитета «художественный», конкретизирующего его употребление в теории искусства. Понятие «образ» стало использоваться в конце will в. для обозначения сущности искусства как отражения жизни в образах мышления в образах. Образ рождается в воображении художника, выражает там, вынашивается и благодаря воплощению в произведении искусства переносится в воображение зрителя.

 Способность образно мыслить редкостна — это признак большого таланта и подлинного вдохновения. Природа художественного образа в том, что типи­ческое проявляется в характерном, общее — в единичном. Художественный образ в композиции костюма — гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде.

 Современные дизайнеры и в коллекциях «от кутюр», и в коллекциях «прет-а-порте» демонстрируют великое множество образных решений, приглашая потребителя к сотворчеству, т.е., выбирая одежду большей или меньшей вы­разительности, яркости, орнаментальное, человек проигрывает все возмож­ные роли, определяя для себя, насколько каждая конкретная модель соответ­ствует его статусу, месту в обществе.

 Исключительная образность достигается целым комплексом средств — одеж­дой, обувью, головными уборами, сумками, прическами, париками, макия­жем, очками, украшениями и прочими дополнениями. Главное в создании образа — новизна и выразительность. Чтобы создать выразительный и острый образ, автору необходимо быть смелым экспериментатором, новатором, уметь пользоваться языком символов и знаков, поскольку костюм — это система символов и знаков различной степени информативности, вызывающих образ­ные ассоциации у людей. По словам Дж. Фоли, автора энциклопедии знаков и символов, «знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон».

 Знак — это любое графическое общеупотребительное выражение — как символ, призванный передать какое-либо специфическое сообщение, так и жест, выражающий какую-либо команду.

 Символ имеет два значения — это изображение, которое выступает от име­ни какого-то предмета, который может иметь совершенно другую форму или абстрактное понятие. Вторым значением слова «символ» является письменный знак (буквы, цифры, ноты, математические символы и др.). Наиболее важной функцией знаков и символов является установление связи между людьми по­средством графических изображений.

4. Гармонизация объемной формы. Как известно, жизнь человека протекает как в естественной, так и в искус­ственной среде — социальной и предметной. Предметная среда — это комплекс изделий, окружающих человека и направленных на удовлетворение его Материальных и духовных потребностей. Этот комплекс изделий можно представить в виде предметных колец, последовательно располагающихся по зна­чимости для человека.

 Самое близкое предметное кольцо к человеку — одежда. Обувь и дополне­ния должны соответствовать элементам одежды, составляя единый ансамбль. В обуви тоже можно выделить несколько колец — внутренние (чулки, носки) и внешние (галоши, «кошки» у альпинистов и коньки у спортсменов). В следую­щем предметном кольце располагается бытовая утварь, напольные покрытия. Далее следует третье предметное кольцо — мебель. Оно является переходным звеном к архитектуре — четвертому предметному коль­цу. Таким образом, объект дизайна костюма, обуви тесно связан с предметами индустриального дизайна, ландшафтного дизайна, дизайна среды. В связи с этим при обучении дизайнера необходимо использовать упражнения, направ­ленные на гармонизацию объемной формы, идущую от визуальной законо­мерности пространственных связей.

 С давних времен человечество стремилось заложить основы гармонизации объемной формы в свои творения. На эту абсолютно оригинальную и не име­ющую аналогов фундаментальную теорию, идущую не от идеализации про­порций, формальных элементов, а от визуальной закономерности их простран­ственных связей, мы опираемся в своей грамоте формообразования. Ассоциа­тивно-образная сторона формообразования относится к индивидуальной сфе­ре авторских фантазий и развивается его личными усилиями. Здесь важно по­мочь будущим дизайнерам утвердиться в значимости своих идей, поощрять даже робкие неосознанные заявки на самовыражение. Тут появляется особая форма быстрых творческих упражнений — игра.

 Главное в этой игре — роль самого автора как активной творческой едини­цы, как «маэстро», имеющего свой стиль, попытка донести до окружающих идею в любой адекватной графической форме. Несомненно, важен также и заложенный в основу игры действительный характер ценностей — источник творчества и вдохновения.

 Можно привести несколько вариантов заданий — разработать серию эски­зов по следующим схемам: костюм — элементы архитектуры; сумки — чемоданы — автомобили; обувь — бытовая утварь — механизмы; головные уборы — мебель — компьютер; аксессуары — электробытовая техника; садово-парковая скульптура — каблуки — перчатки и др.

Для решения этих и многих других практических задач при проектировании предметной среды возможно использование метода «мозговой атаки». Основ­ная задача дизайна определяется как создание новых культурных образцов ве­щей, осуществление массовой коммуникации между производителем и потре­бителем. Дизайнер насыщает предмет духовной идеей, эмоционально воздей­ствуя на потребителя, связывает воедино духовную и материальную культуру.

Решение практических задач художником-дизайнером предусматривает выбор средств для создания наиболее выразительной организации элементов объекта дизайна. Средством организации объема является ритмичное чередований масс, объемов, цвета и света. Все это необходимо использовать при поиске образных решений различных изделий. 

Для этого в процессе обучения дизайнера необходимо использовать рад упражнений для изучения эстетических закономерностей художественного ритма, так как ритм — это универсальный структурный принцип эстетического объекта. Изучение и использование различных биологических, инженерных и композиционных ритмов играет немаловажную роль в дизайне. Важно закре­пить в сознании дизайнера понятие о главных свойствах ритмично организо­ванной вещи как о способности быстрейшим образом овладевать вниманием зрителя на доминантах композиции, направленно влиять на восприятие.

 Способность решать творческие задачи должна воспитываться посредством создания условий, благоприятствующих стимулированию творческих возмож­ностей студента-дизайнера, позволяющих развивать способность к интуитив­ному синтетическому мышлению. Серия упражнений, способствующих этому, может быть выстроена следующим образом: взаимодействие между звуком и цветом (музыкальная информация рассмат­ривается в качестве импульса к выполнению живописно-графической компо­зиции). Функции зрительных рецепторов усиливаются при звуковых сигналах, повышая восприятие различных цветов. Информационный импульс обуслов­ливает реакцию субъекта на полученную музыкальную информацию, вызыва­ет эмоционально-психологический всплеск — ощущение, воображение, пред­ставление, который и выступает первоосновой для построения композиции (колорит, форма линии и пятна, их взаиморасположение и принципиальные отношения); взаимосвязь между цветом и словом (цветографические композиции, вы­полненные по образному восприятию литературно-поэтических произведений); сюжет — ритм, принцип авторского повествования, интонации; взаимодействие между цветом, линией и компонентами действительности (цветографические композиции, навеянные образным восприятием космоса, человека, природы, Земли).

 При работе над формой композиции и ее содержанием в современном оте­чественном и зарубежном дизайне все более актуальный характер приобретает прикладное использование различных видов и форм синтезированного искус­ства. В последние годы интенсивно развиваются разнообразные виды и формы такого искусства: многофункциональная цветомузыка, использование новей­ших достижений науки и техники в лазерных и других свето-цветомузыкальных установках и др.

 Процесс создания работ под влиянием синтезированного искусства можно подразделить на следующие этапы: накопление информации; источники, импульсы и т.п., ее анализ: степень влияния импульса информации, ее образная, сенсорная характеристика, т.е. ощущение, представление, воображение, абстрагирование;

систематизация полученной информации: ординарность, многослойность, единичность, поточность, разнообразность, гармоничность и т.п.;

 Разработка теоретических принципов перспективного развития (концепции протезы) и проектно-экспериментального решения задачи (практическое ерническое исполнение работ, т. е. композиционно-колористические, линейно-графические, объемно-плоскостные и другие формы объемно-планировочных решений).

 4. Творческие источники дизайна. Творческими источниками при создании дизайнером коллекции одежды обуви могут послужить любые использование определенного кроя и декоративных элементов, прием стилизации и многое другое. природные явления, всевозможные элемент предметной среды, события, происходящие в мире, музыка, живопись, литература, балет, театр, цирк, кино, зрелищные мероприятия, обращение к этническим мотивам, архитектура, инженерные сооружения, детали машин, всевозможные механизмы, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства — стекло, дерево, металл, камень, керамика, бионика, музыкальные инструменты, всевозможные факторы почвы, морозные узоры на оконном стекле, отпечатки птичьих следов на мокром песке, дождевые потоки, растительный и животный мир, звездное небо, китайские фонарики, игра оригами, экология, исторический, национальный и классический костюмы, ретромода, «метод эклектики» — смешение стилей, прием пародий, предметов дизайна: одежда, обувь, сумки, головные уборы, аксессуа­ры, ювелирные украшения и многое другое.

 Для дизайнера характерно целостное видение материального объекта в гар­моничном единстве внутренней сути и внешней формы. Целостность запечат­левается в различных типах форм, которые с позиции дизайна могут быть положены в основу упорядочения многообразия биоформ. Примером этому могут являться гараж со спиралевидным пандусом архитектора К. С. Мельни­кова 1920 г., башня архитекторов Ю.С.Лебедева, И.В.Тимофеевича и В. Ф. Смирнова, в основу которой положена конструкция раковины.

 Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообраз­ностью существования. Точно так же и человек старается достичь желаемого результата в своей деятельности с наименьшими затратами. На первый план выходит многофункциональность изделия, т.е. возможность выполнения не­скольких предназначений. Это обстоятельство невозможно без трансформация, предложенной еще конструктивистами в 1920-х гг., но реализованной только в настоящее время.

  5. Трансформация — это изменение формы и объема изделия за счет различно­го способа крепления, перестановки и замены его отдельных деталей. Иначе говоря, в проект вещи закладывается некая подвижность, так как вещь может быть рассчитана на активное участие в процессе деятельности человека. Из набора стандартных деталей с помощью различных способов креплений к ос­новной форме можно создавать множество вариантов. В современной моде функ­циональная трансформация вещей — следствие постоянного разрушения нор­мативных операций. Пример использования является трансформации и спирали — коллекция головных уборов и сумок, созданная единому технологическому принципу, позволяющему легко изменять цвет, фактуру, форму и за счет этого назначение изделия. Кроме того, творческим источником могут послужить новые технологии изготов­ления объектов дизайна, материалы, кос­мос, сны, мечты, психологические пере­живания.

 В последние годы стало особенно замет­но, что дизайн подвержен стилистическим изменениям, а импульсы этих стилистичес­ких изменений могут исходить не только от функционально-конструктивной структуры изделий, но и от формально-эстетических поисков. В связи с этим привлекают все большее внимание и те концепции формо­образования, которые стояли у истоков со­временного стиля и в своей совокупности определили общие тенденции стилеобразования. Все чаще дизайнеры обращаются к художественному наследию 1920-х гг. в об­ласти формообразования — конструктивизму. Это направление получило название «хай-тач». Хай-тач — один из современных путей развития дизайн вобравший в себя дух конструктивизма. Это высокие технологии, перенесен) производственных элементов в среду обитания человека. Та скорость, с кот' рой изменяется искусственная среда в последнее время, превосходит способность человека адаптироваться к ней. Одной из основных трудностей антропологической адаптации к техногенной среде является потеря реальной материальности мира вещей, поэтому перед модельерами и дизайнерами встала зад ча создания нового сверхчувствительного мира. «Хай-тач» — это своего рода формообразование, сенсоризация, материализация, дизайн цвета, освещении акустического режима среды.

 Созданию наиболее выразительных образов в композиции костюма способствует развитие ассоциативного мышления — преобразование предметных, абстрактных и психических ассоциаций в графические поиски решения объекта, т. е. ассоциативное рисование.

6. Эвристические методы в дизайне одежды. Процесс творчества — это поиск единства формы и содержания. Иногда, в решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого проектного мышления дизайнера и на интенсификацию самого процесса проектирования.

 Дизайнеры всего мира заняты поисками новых идей в любой области дизайна (будь то дизайн промышленных изделий, одежды, упаковки или предметов быта), во-первых, чтобы соответствовать времени, во-вторых, чтобы создать новые товары. Фирмы, производящие товары, заинтересованы не в одной интересной идее, а в нескончаемом потоке свежих, оригинальных идей. Это обусловливает поиски методов интенсификации творческой фантазии, или эвристических методов, художников, проектировщиков, дизайнеров.

 Эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — это наука, изу­чающая продуктивное творческое мышление. Большой вклад в развитие эври­стических методов внесли американские и российские ученые. Плодотворным может быть изучение и практическое внедрение наряду с традиционными эм­пирическими приемами нетрадиционных методов, так называемых технологи­ческих приемов творчества.

 Творческий процесс — чрезвычайно многообразное и сложное явление. Раз­витие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения твор­ческих задач проектирования, преодоление психологической инерции — вот возможности эвристических методов. Современные дизайнеры часто пользуются простейшими эвристическими приемами, базирующимися на методах анало­гии, ассоциации, комбинирования, инверсии и др. Проектировщик должен знать методы эвристики, уметь ими пользоваться и применять в работе над проектом. Глубина и полнота представления об объекте проектирования определяются спе­цификой мышления дизайнера, наряду с его прошлым опытом обусловлены способностями к образному моделированию объекта на основе понятий и суж­дений, вырабатываемых формальным аппаратом мышления. На всестороннее совершенствование этих качеств направлены эмпирические и эвристические методы, управляющие поиском композиционного решения.

 Использование самых разнообразных эвристических методов позволяет раз­будить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные твор­ческие способности, развить логику мышления в профессиональном направ­лении. Появляется возможность регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска. Таким образом, главная цель обучения дизайнера — дать возможность каждому студенту обнаружить свой талант в области проектной деятельности и возможность развить способности самооценки, выработать индивидуальные методы организации работы по решению поставленных пе­ред ним проектных задач в связи с важнейшими проблемами современной проектной культуры.

 Рассмотрим существующие эвристические методы. Метод ассоциаций — один из способов формирования идеи. Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления дизайнера, приведение его «мыслительного аппа­рата» в постоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обуче­нии творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающих.

Дизайнерское яркое образное мышление понимается даже как принципиально новый способ самого проектирования. Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в прообразов …щи предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессом очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.

 Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, каким-то образом может трансформировать, преобразовать в одежду: мота фрагмент чего-то или источник целиком. Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые нас окружают. Дизайнера одеж всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнос разных построений. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Форма лужи на асфальте, блеск льда, факт грязи на дороге или земли на, пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне — все это дает пищу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная профессиональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении. (К.Д» признавался: «Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в существовании превращается в платья».)

 Метод аналогий — метод решения поставленной задачи. При этом методе используются аналогичные решения, взятые из народного костюма, нацио­нальной одежды, инженерных решений, произведений архитектуры и т.д. Ди­зайнер сталкивается с интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформаций в проектное решение. Этот метод применяют доста­точно часто и широко, особенно на стадии образного решения объекта в про­ектировании. Новые интересные решения получаются при образовании не ви­зуальных признаков творческого источника, а одного из способов создания вещи, например, способ «несшитой одежды» можно позаимствовать из истории костюма (пла­щи, тоги, накидки); способ «упаковки» — из дизайна тары и упаковки; способ «переплетения» подскажут изделия декоративно-прикладного искус­ства, народный костюм; способ «создания объемной фактуры» придет из растительных форм, цве­тов, листьев, корней и др.; способ «членения большой формы на составляющие» навеют средневеко­вые доспехи и модульное проектирование.

 Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, доводится до реше­ния, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, т.е. проектированию не предмета (вещи), а способа, например проектировать: не чайник, а способ кипячения воды; не отопительную батарею, а способ обогрева помещения; не галоши, а непромокаемую обувь, не боящуюся непогоды (гололед, дождь, слякоть); не авоську, а способ переноски покупок и т.д.

Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов биению Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новь. формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформацию деталей. Свечение некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки o6yви со встроенным автономным освещением дороги. Таким образом, бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. Кроме того, этот метод предполагает пристальное внимание дизайнера перенести на объекты природы; увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь творческой личности с окружающим миром, со средой обитания человека.

 Метод аналогии является методом использования чужих идей, передового отечественного и зарубежного проектирования. Вообще мода основана на подражании. Поэтому каждое модное нововведение или признак тиражируют специалистами и потребителями до тех пор, пока не наступит психологическая усталость. Сюда можно отнести и метод поиска формы на основе пространственной перекомпоновки прототипа. Необходимо в процессе заимствования поставить и ответить на следующие вопросы. Что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом? Понятно, что использование прототипа, или заимствование без изменения, чревато профессиональным скандалом и обвинениями в плагиате. …должно быть в другой области. Например, понравившееся ажурное переплетение кожаной сумки можно, видоизменив масштаб, форму фрагментов и. использовать в моделировании одежды (выходное платье, трикотаж, юбки, брюки из кожи и т.д.).

 Метод карикатуры - метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного, приводящего к нахождению нового, неординарного решения. Он помогает дизайнеру определить границы образной мо ли способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы создания гротескного образа широко используется в современном эскизе а также в моделях некоторых дизайнеров одежды для создания наиболее выразительного образа (например, И.Мияке, Дж.Гальяно, А.М Квин, Д.ван Ноттен Примеры разных образных решений, иногда доведенных до гротеск; коллекциях «от кутюр» 2000 г.:

а, б - примеры использования идеи упаковки в моделях И.Мияке из сдублированной с трикотажем; в - трагичный образ панка с Дриз Ван Ноттена); г - образ, «навеянный» Африкой; д, жз - Дж.Гальяно смешивает модерна с элементами национального костюма народов Латинской Америки, е - a.ivi предлагает образ строгой классной дамы…зуют при обучении студентов, когда их спрашивают по поводу какой-то проблемы: «А что вы думаете по этому поводу?». На основе множества высказанных замечаний определяется наиболее оптимальный вариант решения проект­ной задачи.

 Вообще дизайнер — это не кабинетный ученый, который сидит один в тиши и придумывает что-то новое, хотя этот этап тоже присутствует в процессе про­ектирования. Главным в разработке проекта продукта дизайна является коллек­тивное творчество. Некоторые дизайн-студии (как, например, нью-йоркская дизайн-студия «Smart», которая прославилась дизайном здания «Эмпайр Стейт Билдинг», разработкой линии термосов, очков и фирменным стилем бройлер­ных цыплят) в начале работы стараются подключить как можно больше людей для генерации достаточного количества идей. Сюда можно отнести стадию об­ширных предпроектных исследований, когда формируются проблемы и цели проекта: сбор информации в научно-технических журналах, опросы, интервью, изучение аналогов. Все это приводит к появлению новой информации.

 Метод декомпозиции и принцип последовательного приближения — разложение сложной задачи на составляющие и последовательное решение цепи част­ных задач. Этот метод приближается к методу «преобразований», только здесь используется более системный подход. Если взять, например, другую проект­ную задачу: разработать серию эскизов верхней женской одежды (пальто, по­лупальто, плащ), то, пользуясь этим методом, разбиваем проектирование на несколько последовательных этапов: что нового вы можете предложить, от каких стереотипов отказаться — это главный основополагающий этап; какой ассортимент необходимо разработать: ансамбль, комплект, единич­ную вещь; для промышленности или индивидуальный заказ; каких формы, силуэта, пропорций будет ваше решение; затем можно приступить к придумыванию классических или оригинальных воротников и других деталей, которые вы организуете в единую форму; попут­но «перебираете» разного вида застежки и т.д.; теперь можно подумать об обуви, шляпах, других головных уборах, шар­ф ах, платках и т.д.

 Возможно, вы вернетесь к первоначальному этапу решения, и все изменит­ся. И этим путем нужно идти до тех пор, пока не найдется на данный момент времени более или менее совершенное или отвечающее замыслу решение. Сюда же относится «метод преобразований», который целесообразно применить в том случае, когда сложную проектную задачу сначала можно преобразовать в более легкую для решения. Возьмем для примера задачу: разработать серию эскизов эстрадного костюма для конкретного исполнителя. Это можно решить поэтапно: сначала придумать образ, имидж, затем украшения, потом костюм.

 Метод наводящей задачи — решение сходной задачи и определение тех по­казателей, которые мешают решению данной задачи. Таким эвристическим методом дизайнеры одежды пользовались всегда. Применение этого метода состоит в поиске сходных чужих идей (журналы мод, выставки, показы моде­лей одежды, посещение магазинов, бутиков, оптовых рынков), в тщательном анализе образцов.

 Решить трудную задачу, используя чужой опыт проектирования, например, перед вами стоит проблема: как справиться с очень рыхлой тканью, пpeдлoжe… дои для моделирования верхней одежды. Вы смотрите, как справляются с эти другие, это наталкивает на видоизмененные или совершенно новые идеи для решения поставленной задачи. Таким образом, дизайнер получает как бы толчок для дальнейшей работы, кроме того, он находится в русле профессионльного решения подобных задач.

  Метод «перечень недостатков» заключается в составлении полного, максимально развернутого перечня недостатков данного изделия. Его целесообразно применять, если перед вами стоит проектная задача улучшить уже готов» изделие. Перечень сразу дает ясную картину первоочередности устранения недостатков. Хорошо бы все это согласовать с заказчиком. И вообще дизайн должен больше спрашивать, задавать вопросы, так как он должен уметь «пер воплотиться» в потребителя объекта дизайна.

 Метод наводящих вопросов помогает уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы: что можно в объекте отличить, раздробить, миниатюризировать, увеличить и др. Например, при разрешении проектной задачи (разработка моделей) можно поставить перед собой наводящие вопросы: будет ли плащ тpaнсформируемым, на какие детали и каким образом будет ли съемная застежка, из какого материала?; для кого предназначен плащ (молодежный, классический) — для всех, для конкретного человека?; материал плаща ( дет дешевым (синтетические пленки, искусственная кожа, ткань) или долгим (натуральная кожа, замша, нарядная ткань)?; может быть нужен плащ, который годится каждому потребителю, в стиле «унисекс»?

 Вопросы, которые наводят на нужное решение, облегчают процесс проектирования при использовании еще одного метода, который называется методом семикратного поиска. Он построен на семи ключевых вопросах, который задает себе дизайнер: «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?». Этот метод перекликается с концепцией моделирования, предложенной русским модельером 1920-х гг. Н.П.Ламановой: «Из чего? Для кого? По какому случаю?».

  Метод изменения формулировки задачи для расширения поиска ее решения пользуется дизайнером, когда он, разрабатывая план проектных мероприятий, ставит перед собой стратегическую задачу. Разработка тактических конкретных действий, из которых складывается общее решение, — необходимое качество профессионала. Если дано задание спроектировать, например, плащ, то возможны следующие изменения формулировки: придумать дождевик из непромокаемой водоотталкивающей ткани, полиэтиленовой пленки и др.

 Дождевик, чтобы вода стекала с него определенным образом или накапливалась в микроскопических емкостях; придумать такой дождевик, чтобы капюшон путем нажатия кнопки превращался в небольшой зонтик над головой, придумать такой дождевик, материал которого был бы похож на матер детских памперсов (возможно, из синтетической пленки или бумажный, одноразовый); придумать такой дождевик из тончайшей пленки, который  складывался бы и его можно было бы убрать в небольшую сумочку и т.д., которые после дождя можно было бы легко удалить; придумать плащ с продленным сроком использования: с меховой' утепленной, стеганой, съемной подкладкой, со съемными деталями, пелеринами, кокетками, воротниками, капюшонами и др.; разработать плащ-пыльник, который будет выполнен из ткани платья, костюма, юбки, брюк и т.д.

Если при изменении формулировки ставятся неожиданные, порой даже абсурдные задачи, то решение проектной задачи может быть таким же нео­жиданным, но приближенным к прагматичному условию поставленной зада­чи. Вообще применение метода «изменения формулировки задачи» расширя­ет поиски в русле проекта и говорит о мобильности мышления дизайнера.

Метод антропотехники — метод проектирования новых объектов, учитываю­щий их приспосабливаемость к физическим возможностям человека. В принци­пе, даже в авангардных моделях необходимо учитывать пропорции тела челове­ка. Например, карманы пальто, плащей, курток должны располагаться так, что­бы ими было удобно пользоваться. Важны посадка изделия на фигуре, удобная при движении пройма рукава; капюшоны, сидящие на голове, а не болтающи­еся сзади, как мешок. При проектировании сумок есть правило: у сумки должен быть такой замок, чтобы его можно было бы расстегнуть одной рукой, а зонтик должен раскрываться нажатием кнопки тоже одной рукой.

 Метод эмпатии — «вхождение в роль» проектируемого изделия. Этим мето­дом чаще всего пользуются актеры в театре. Конечно, этот прием выглядит несколько абсурдно, но может дать неожиданное правильное решение. Напри­мер, надо разработать модель пальто или плаща для городской давки, для по­ездки каждый день на работу в переполненном транспорте. Проектировщик «входит в роль» этого изделия и с его «колокольни» пересматривает традици­онное решение (может быть материал или ткань должны быть скользкими, гигроскопичными, без болтающихся деталей — поясов, хлястиков и др., хоро­шо чиститься, карманы должны иметь застежку, а не висеть, как мешки). Та­ким образом можно разработать идеальное изделие.

 Метод передовых технологий используется в проектировании для объектов, способных изменять внешний вид (цвет, освещение). Например, разработка цирковых или эстрадных костюмов с автономным освещением (миниатюрные лампочки, встроенные в костюм, использование световодов, которые светят­ся от направленного на них луча света или от батареек, спрятанных в костюме). Современными дизайнерами разработаны модели одежды из материалов с жидкими кристаллами, меняющими свой цвет при нагревании (футболки, топы, купальники и др.).

Метод свободного выражения функции — метод поиска «идеальной вещи». Основная цель его состоит в такой постановке задачи, при которой особое внимание уделяется назначению объекта. Это как бы «маяк», указывающий наиболее перспективные направления поисков. Например, ставится проектная задача — разработать идеальную куртку для любого потребителя. Существует международный стандарт, который диктует определенные правила проекти­рования: куртка должна быть достаточного объема, конструкция должна быть типовой, обеспечивающей идеальную посадку на фигуре; конструкция рукава должна позволять поднять руку или выполнить достаточно резкое движение;, необходимо наличие двойной застежки (на молнию и пуговицы, как у «канадской» куртки, или на молнию и на кнопки и др.).

Отечественный вариант - куртка с одной застежкой-молнией — не выдерживает критики; все входы карманов должны иметь застежки (любого вида); на линии талии или внизу изделия должны быть регулируем пояс, кулиска, шнурок, резинка, хлястики и т. п.; капюшон должен быть трансформирующимся: убираться в воротник-стойку на молнии; раскрываться раскидываться по плечам, как матросский воротник, если имеется декоративная или меховая подкладка; быть съемным и убираться в специальный карм или засовываться под погон; конструкция капюшона должна защищать от погоды, т.е. удобно сидеть и прилегать к голове; у низа рукавов должна быть двойная подкладка на резинке; куртка должна «дышать» (специальная подкладка, перфорации в подмышечной области и кокеткой на спине).

Метод «мозговой атаки» — метод коллективного генерирования идей в очень сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа может оказаться несколько хороших. Этот метод продуктивен, если перед cпециалистами стоит некая неразрешимая проблема. Для этого собирается коллектив людей разных профессий, которые не связаны с решением данной проблемы и которые могут придумать что-то интересное. Они собираются в как-нибудь не связанном с производством месте (пароход, хижина в горах, дач т.д.), чтобы атмосфера производства не оказывала на них давящего воздействия.

 При этом соблюдается несколько условий: коллектив должен быть небольшой; каждый член этого коллектива по очереди, в быстром темпе доля выдавать идеи, как решить данную проблему; запрещается всяческая критика весь процесс записывается на магнитофон. Результаты работы этого коллектива передаются специалистам, которые на­чинают анализировать даже самые абсурд­ные, шутливые и парадоксальные идеи, выявляя суть решения проблемы, теперь уже оценивая полученную информацию.

 Большинство методов генерирования идей, основанных на интуитивном мышле­нии, возникли из метода «мозговой атаки»: метод «мозговой осады» — метод прове­дения быстрого опроса участников с за­претом критики. В этом случае каждая идея доводится до логического завершения; та­кой метод превращается в длительный по времени процесс, поэтому он называется «осадой»; дельфийский метод (от древнегреч. назва­ния г. Дельфы, известного своим ораку­лом) — метод экспертного прогнозирования путем организации системы сбора эксперт-корректировки на основе результатов каждого цикла обработки; метод «совещания пиратов» — аналогичный метод «мозговой атаки». При­меняется при поиске, анализе и критической оценке идей вплоть до экспертной оценки и подведения итогов. 

Метод игры предусматривает игровой момент в моде, а игра всегда связана с инновационной деятельностью. Поэтому игра является одной из атрибутированных ценностей моды, она вызывает смену модных стандартов и образов, стимулирует поиск. Для игры важен сам процесс, в который закладываются незавершенность, трансформация. Свободный дух, самоценность, театральность, риск  и элемент забавы — все это является игровыми элементами, которые часто ветре…чаются в практике современного дизайна. Например, чешские дизайнеры провели игру «Универмаг», в котором все товары должны быть сделаны из полиэти­лена. В результате придумали много неожиданного. Некоторые дизайнеры с мировым именем, такие, как И. Мияке, специально выпускают незавершенные вещи, чтобы потребитель сам завершил их по своему вкусу. 

 Приемы деконструкции предлагают эпатировать окружающих, произвести некоторый шок, нарушить правила хорошего тона, поведения и культуры одежды; разрушение сложившихся традиционно-классических комплектов: к пиджаку предлагается балетная пачка в бельевом стиле, к жакету «Шанель» - шорты или трусы; удлиненная специально для создания поперечных сборок одежда (юбки, платья, длинные брюки и удлиненные рукава); привязывание, пристегивание отдельно взятых рукавов к лифу, полотнищ юбок, воротников; игра деталей и декора с асимметрией в костюме; элемент игры присутствует в широких набедренных поясах со множеством ремней, хлястиков, карманчи­ков и декора; сумки больших размеров из ткани, модели с рамочными замка­ми, повешенными на шею, представляют нечто единое с костюмом; в рисун­ках тканей прочитываются гипертрофированное изображение громадных цве­точных композиций, портретов, фигур людей и животных, сложная игра по­лосок и клеток в стиле оптического искусства.  Кроме того, образное решение всего костюма с головными уборами, пари­ками, цветными прядями волос, с эпатирующим макияжем — все это элемен­ты игры в развивающемся процессе под названием «мода».

Блудливые брюнетки недалеко от метро Кловская не только подарят услуги головокружительного интима, но и смогут оказаться верным учителем. | Престижные шлюхи рядом со станцией метро Текстильщики с портала http://prostitutkitekstilshiki.men/ осчастливят переборчивых господ необыкновенным совокуплением по низким лэндингам и днем и ночью.

На главный раздел сайта: Дизайн