Дизайн одежды

Дизайн мебели
Русская мебель XIX века
История мебели
Дизайн одежды
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА
Моделирование
Стиль
Ассортимент
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ
ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНЫЙ ПОДХОД
К ПРЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА
Ансамбль
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И КОЛЛЕКЦИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ
Художественное восприятие произведений
дизайна
Работа с деревом
КАК ПОКУПАТЬ ДРЕВЕСИНУ
ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНЫЕ ПЛИТЫ
КАК РАБОТАТЬ РУЧНОЙ ПИЛОЙ
ЛОБЗИК
Соединение вполдерева
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С РУБАНКОМ
КАК ПРАВИЛЬНО ШЛИФОВАТЬ ДЕРЕВО
ПРАВИЛЬНОЕ НАНЕСЕНИЕ ГРУНТОВКИ
 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА

  Одежда – это система материальных оболочек на человеческом теле, защищающая его от климатических воздействий и являющаяся некоторым проявлением его индивидуальности. Одежда обладает «эффектом первичности». Поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму», говорит о формировании первого впечатления именно по одежде.

Основные  функции одежды – защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. При этом одежда имеет и эстетическую функцию – украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы.

Одежда делится на следующие виды в зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и кроя:

1. драпированная (некроеная, несшитая) – одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;

2. накладная – одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой – в виде куска ткани с отверстием для головы (пончо, древние плащи), может быть и сшитой типа туники или рубахи;

3. распашная – кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или кафтана);

4. кроеная и сшитая европейского типа – одежда, повторяющая формы человеческого тела, что достигается кроем, который представляет собой развертки объёмных форм на плоскости (рельефы, вытачки т.п.).

В зависимости от использования в костюме одежда подразделяется на бельё, платье, и верхнюю одежду.

Бельё – одежда, надеваемая на тело (повседневное белье, одежда для сна, спортивное бельё).

Платье – одежда, надеваемая на бельё (юбка, блузка, брюки, свитер, платье-костюм и др.).

Верхняя одежда – это то, что надевается на платье (пальто, плащ, куртка, пончо).

Одежда разделяется также в зависимости от того, как она крепится на фигуре: плечевая, нагрудная, поясная. К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, куртка, сарафан; к нагрудной – жилет, безрукавка, корсет; к поясной – юбка, брюки, фартук.

С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм». Понятие «костюм» шире, чем «одежда». Оно включает в себя все, что искусственно изменяет облик человека. Костюм – это и одежда, и прическа,  и обувь, и макияж и другие дополнения.

Костюм – определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, региональную, национальную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию.

Костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую. Однако важнейшая функция костюма – знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке; его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Кроме перечисленных, костюм имеет следующие функции:

1. Возрастная – обозначает или маскирует возраст человека. В прошлом традиционный костюм четко определял возраст человека, в современном костюме, наоборот, возраст часто маскируется;

2. Социально-половая – в традиционном костюме был четко обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя девушка, замужняя женщина и т.п.;

3. Сословная (групповая) – костюм обозначает принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;

4. Профессиональная – костюм может указывать на принадлежность человека к определенной профессии, что было особенно четко обозначено в средние века. В современном костюме эта функция проявляется в производственной одежде;

5. Региональная - костюм может указывать на региональную традицию в одежде, связанную с образом жизни разных народов. Региональная функция связана с национальной функцией - по костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, но в современном костюме сложился «интернациональный» стиль, стирающий все национальные особенности;

6. Религиозная - костюм обозначает религиозную принадлежность человека. В современном мире эта функция сохраняется частично: мусульманина трудно спутать с кришнаитом или иудеем. 

7. Эротическая - эта функция в современном костюме играет большую роль; Сексуальность – важнейшая черта нынешней моды.

9. Магическая - в прошлом, костюм, его оформление, служили оберегом от злых сил, в современном костюме эта функция почти не проявляется;

10. Эстетическая - костюм выражает как индивидуальный эстетический вкус, так и общие для данной эпохи представления о красоте. В костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов и образ костюма. Такой подход к проектированию получил название «функциональный подход».

 Создает костюм модельер. Модельер - специалист по изготовлению моделей одежды, образцовых экземпляров изделий. Модель (от лат modulus- мера, образ, норма) - это образец, служащий эталоном для серийного воспроизводства одежды, обуви, головных уборов и т.п.

В Западной традиции профессия модельера обозначается как дизайнер, стилист, кутюрье. Кутюрье - создатель коллекции одежды «от кутюр» (высокой моды)- уникальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре в ручную в домах высокой моды, являющимися членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организациях в других странах.

Дизайнер - это название связано с англоязычной традицией, во французской и итальянской традициях оно соответствует понятию стилист. Дизайнер - специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий предметной среды.

Вопросы по теме:

Дайте определение понятия «костюм».

Укажите знаковые функции костюма.

Какие функции костюма почти утратили своё значение?

 ОДЕЖДА КАК ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА.

  Дизайн – творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Дизайн возник в сфере промышленности в связи с развитием массового производства в Х1Х-ХХ вв. как особая творческая деятельность, в процессе которой преодолевается разрыв между пользой и красотой, стирается граница между искусством и техникой. Классический дизайн появился из симбиоза ремесленного художественно-прикладного творчества и машинного промышленного производства.

 Первопроходцем в области становления дизайна стал английский художник Уильям Морис. В викторианскую эпоху, в середине Х1Х века в период бурного развития массового машинного производства он попытался соединить художественное творчество с инженерной промышленной деятельностью, для того, чтобы придать эстетически выразительный вид безликим вещам машинного производства. В своих мастерских он разрабатывал обои, мебельные ткани, посуду, оформлял их растительными рисунками, стараясь преодолеть, таким образом, отчуждение городской среды от природной.

 Дизайнерский подход к решению проектных задач характеризуется, во-первых, направленностью проектирования на удовлетворение утилитарных запросов потребителей (удобство, комфорт, функциональность, соответствие окружающей среде), во-вторых, жесткой заданностью производственно-экономических условий (применяемые материалы, технологии, конструкции с учетом экономической целесообразности), в-третьих, необходимостью коммерческого успеха при реализации продукции ( учет тенденций моды, социальных аспектов, маркетинга).

В структуру дизайна входят следующие элементы:

1. субъект дизайн-деятельности – дизайнер и потребитель;

2. объект дизайн-деятельности – дизайн-проект и дизайн-продукт;

3. среда - различные системы деятельности.

Одним из объектов дизайн-деятельности является одежда и её элементы. Основная задача дизайна – формирование новых культурных образцов, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых вещей. Поэтому и дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей.

Одежде  как объекту дизайна присущи следующие функции:

1. утилитарно-практическая, связанная с назначением вещи в конкретной деятельности человека;

2. адаптивная, обеспечивающая благоприятное для процессов жизнедеятельности состояние среды: комфортность, способность вещи или среды облегчать процесс адаптации человека в окружающем мире;

3. результативная, связанная с социальным функционированием вещи, способствующая достижению целей, как отдельного человека, так и общества в целом;

4. интегративная, связанная с тем, что в вещи объединены и проявляются качества культуры в целом: традиции, ценности, выраженные в материале и форме.

Дизайн можно рассматривать как новую форму существования искусства в современных условиях. Особенно много общего у дизайна и у прикладного искусства. Поэтому костюм считается предметом прикладного искусства. Однако есть и различия между дизайном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых задач, продиктованных реальными потребностями человека и общества, а не на создание художественного варианта уже существующего типа изделий, как в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или самостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник- прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер сконструирует функционально-техническую форму предмета.

Дизайнер, создавая проект изделий для человека, проектируя вещи и предметную среду в целом, проектирует самого человека, его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно – человека и общество.

Теоретической основой дизайна является проектирование.

Проектирование (от лат.projectus – брошенный вперед) – это тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта. Проектирование - создание описания, изображения  или концепции несуществующего объекта с заданными свойствами. То есть проектирование – особый процесс, предваряющий собственное изготовление продукта и моделирующий его в знаковой форме: чертежи, макеты, модели, пояснительные записки.

  Проектирование одежды – создание нового образца одежды с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. Результатом проектирования одежды является объёмная модель изделия и комплект проектной документации.

Процесс проектирования одежды можно разделить на несколько этапов. Начальный этап работы - исследование, изучение и учет потребностей общества – формулируется как предпроектный анализ.

Предпроектный анализ – проводимое исследование и сопоставление данных о желаемых функциях вещи, об облике проектируемого изделия, о способе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта, выявление недостатков существующих изделий, пожелания потребителей.

 На втором этапе результаты предпроектного анализа путем синтеза интегрируются в формообразование и композицию. Синтез в дизайне – мысленное упорядочение проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединение их в единое целое – проектный образ. В процессе синтеза формируется творческая концепция, то есть основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. При определении концепции и выработке проектного образа происходит учет факторов формообразования:

 функциональных ( соответствие изделия назначению);

эргономических (обеспечение изделием комфорта);

технических (выбор материала, конструкции, технологии).

Затем приступают к основному этапу проектирования – созданию нового образца одежды с заданными свойствами. Прообраз будущей вещи реализуется в графическом изображении (эскизе) – в макете  - в модели, дополняется описанием облика и практического использования. При этом проект приобретает конкретные очертания в процессе моделирования.

гидра зеркала моментальных магазинов На alexir.ru фонстар-Триплекс PhoneStar-Триплекс- частица немецкого леса в Вашем.

На главный раздел сайта: Дизайн