Дизайн одежды

Дизайн мебели
Русская мебель XIX века
История мебели
Дизайн одежды
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА
Моделирование
Стиль
Ассортимент
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ
ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНЫЙ ПОДХОД
К ПРЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА
Ансамбль
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И КОЛЛЕКЦИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ
Художественное восприятие произведений
дизайна
Работа с деревом
КАК ПОКУПАТЬ ДРЕВЕСИНУ
ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНЫЕ ПЛИТЫ
КАК РАБОТАТЬ РУЧНОЙ ПИЛОЙ
ЛОБЗИК
Соединение вполдерева
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С РУБАНКОМ
КАК ПРАВИЛЬНО ШЛИФОВАТЬ ДЕРЕВО
ПРАВИЛЬНОЕ НАНЕСЕНИЕ ГРУНТОВКИ
 

Моделирование – отображение, представление или описание целостного объекта, ситуации или процесса.

Выделяют художественно-образное моделирование, математическое моделирование (расчет математической модели), пректно-графическое моделирование (создание эскизов), объемное моделирование (создание макета и модели), словесное моделирование (создание словесной концепции объекта, описание принципа его действия.

Моделирование формы костюма – организация материала в соответствии с композиционной идеей костюма, воплощение идеи модели одежды в материале. Результат моделирования – готовая вещь.

Методы моделирования.

1. Ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов. Оно дает возможность совершенствовать уже существующее, но не позволяет создавать принципиально новые вещи.

2. Конструктивное моделирование, позволяющее видоизменять функции и морфологию вещи. Конструктивное моделирование может быть коррективным, когда совершенствуется функция и форма вещи; переходным, когда функции и морфология переосмысливаются для придания вещи новых качеств; проективным, когда создаются новые функции и новые формы.

3. Перспективное моделирование, связанное с прогнозированием, с изучением перспектив развития общества и разработкой проектов для достижения этих перспектив.

4. Техническое моделирование – это разработка чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Вопросы по теме.

1.Чем характеризуется дизайнерский подход к решению проектных задач?

2.Какие функции присущи одежде как объекту дизайна?

3.Чем отличается дизайн от прикладного искусства?

4.Что такое проектирование одежды?

5.Назовите этапы проектирования одежды?

6.Какие существуют методы моделирования?

 МОДА

 Структура и функции моды.

Дизайнеру, создающему культурные образцы, которые могут стать модными, необходимо иметь целостное представление о природе модного феномена, ведь мода является одним из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе.

Мода – специфическая регуляция, обуславливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение социолога А. Гофмана).

Г.Зиммель дает такое определение: «Мода представляет собой особенную форму из числа тех, путём которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности».

  Мода удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой: Она распространяется на все явления культуры - на всё, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искусство, литература, наука, политика, идеология.

Мода имеет свою структуру, состоящую из следующих элементов:

Модные объекты. Модные объекты могут быть материальными и нематериальными – это вещи, идеи, слова и их свойства;

Модные стандарты – это способы или образцы поведения или действия;

Модные значения и ценности моды.

Модный объект (в нашем случае – это одежда) и модный стандарт, то есть способ поведения (манера ношения), только тогда становятся модными, когда приобретают модное значение. А модное значение они приобретают тогда, когда удовлетворяют неким ценностям. Выделяют первичные (внутренние) и вторичные (внешние) ценности.

Первичные ценности:

1. Современность. Модная одежда, как часть предметного мира, должна вписываться в окружающую современную среду.

2. Универсальность. Мода не признает никаких границ, и её предложения, если они интересны, быстро становятся достояние многих людей.

3. Демонстративность. Модная одежда является способом коммуникации и позволяет сообщать информацию о её владельце, а также индивидуализировать свой образ.

4. Игра. Мода одна из форм игрового поведения. Современная модная одежда должна побуждать к творческой деятельности.

Вторичные ценности – это различные личные мотивы (политические, эстетические, этические, экологические и т.д.), по которым люди участвуют в моде. Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и к самому себе.

 Функции моды.

Инновационная - мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные по сравнению с предыдущими культурные образцы. Модная инновация состоит в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие – новомодные. Модная инновация осущетвляется различными способами:

посредством обращения к традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды;

путем заимствования образцов из других культур, например, из молодежных субкультур ( хиппи, панки и т.д.) или других областей культуры (изобразительного искусства, архитектуры и т.д.);

в результате изобретения подлинно новых элементов или новое комбинирование старых. Чаще всего основой изобретения становятся новые материалы и технологии.

Регулятивная – мода внедряет в жизнь новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества предложенных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, облегчая человеку выбор и помогая тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру.

Психологическая – мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, спасает от скуки, позволяет самовыразиться. Мода является способом эмоциональной разрядки.

Социальная – мода регулирует социальное напряжение в обществе, маскируя и одновременно обозначая социальное неравенство.

Престижная – мода обозначает социальный статус, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого статуса.

Коммуникативная – мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации.

Экономическая – мода стимулирует производство товаров и их потребление. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей.

Эстетическая – мода удовлетворяет эстетические потребности людей, отражая особенности массового эстетического вкуса.

Демаркационная – мода позволяет идентифицироваться со своей социальной группой, дистанцироваться от других групп. Примером может служить молодежная мода субкультур.

 Нивелирующая - мода перенимает наиболее интересные образцы отдельных групп, делая их достоянием многих, тем самым, нивелируя границы между группами.

«Элитарная концепция» моды Г.Зиммеля. Теория Блумера.

 В конце Х1Х века немецкий социолог Г.Зиммель впервые указал на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода. Он выделил следующие признаки:

1. В обществе должны существовать классовые различия, различия между социальными слоями по престижу.

2. В обществе не должно существовать жестких социальных перегородок.

3. Динамичность.

4. социальная дифференциация и мобильность.

5. развитые каналы коммуникаций.

6. развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов.

 Г.Зиммель выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп – эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подрожать элите, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно « просачиваются» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом – так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Процесс начинается вновь.

 Однако в середине ХХ века эта теория моды подверглась критике американским социологом ДЖ. Блумером за преувеличение роли элиты в функционировании моды. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем потребителем моды вследствие своего промежуточного, относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. И, главное, в ХХ веке новая мода часто возникает в низших слоях, именно улица определяет моду последних десятилетий. Активно участвует в создании моды молодежь.

 Свою трактовку моды как психологического явления предложил З. Фрейд: «Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости». Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: «Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье – она уже чувствует себя леди». (П.Нистром).

 Важнейшая закономерность развития моды - цикличность.

 Мода – это циклическое изменение интересов, установок определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Реально в моде существуют два вида модных циклов. Первый вид модных циклов характеризует колебания от одних стилевых параметров к другим. Например, от узкого к широкому, от длинного к короткому и т.д.

 Процесс смены модных циклов называется модной инновацией. Модная инновация может быть осуществлена различными способами (см. выше).

Модный цикл I отражает процесс функционирования, развития и смены модных стандартов и образцов.

 Второй вид модных циклов характеризует степень популярности  моды. Исследователи моды выделяют следующие стадии второго модного цикла:

возникновение новой моды (отличительная стадия), открытие новой моды и появление её лидеров;

распространение (подражательная стадия), присоединение к моде большинства людей;

спад (стадия отмирания) модные стандарты и объекты сменяются новыми.

По сути, второй вид модных циклов означает моральный износ изделий. Чем длиннее второй цикл, тем длиннее моральный износ, а значит тем лучше дизайнерское решение. Продление второго цикла – одна из задач современного дизайна.

 Некоторые исследователи моды отрицают существование четких ритмов в её развитии, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду. Например, в работах Т.Козловой (МГТУ им. А.Косыгина) циклические изменения формы костюма соответствуют по времени 22 годам. К категории модных изменений в костюме отнесены также циклы продолжительностью 13 лет, 6 лет, 3 года. В любом случае, работа дизайнера не должна основываться только на изучении циклов. Более успешным будет тот дизайнер, который вырабатывает системный подход в решении поставленных задач, изучает и прогнозирует социальные, экономические и другие аспекты образа жизни людей и их потребности. 

 Мода связана с различными сторонами развития общества. Скачки в развитии моды вызываются социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки, техники. Все события, привлекающие внимание общества, влияют на возникновение новых модных стандартов и объектов.

 В дизайне используется понятие проектный прогноз (дизайн-прогноз).

  Дизайн- прогноз осуществляется двумя способами:

Прогнозирование отдельных модных объектов (формы одежды, её структурных элементов). Здесь исследуется только форма одежды.

Прогнозирование различных аспектов образа жизни людей и их потребностей. Этот прогноз делается на основе социологического прогноза (изучается  демография, образ жизни людей, уровень образования, занятость).

Вопросы по теме.

1.Какие элементы входят в структуру моды?

2. Какими способами в дизайне одежды осуществляется модная инновация?

3. В чем различие в определении функционирования моды Г.Зиммеля и Дж. Блумера?

4. Что характеризует модный цикл I и модный цикл II ?

На главный раздел сайта: Дизайн