Дизайн одежды

Дизайн мебели
Русская мебель XIX века
История мебели
Дизайн одежды
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМА
Моделирование
Стиль
Ассортимент
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ
ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНЫЙ ПОДХОД
К ПРЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА
Ансамбль
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И КОЛЛЕКЦИЙ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ
Художественное восприятие произведений
дизайна
Работа с деревом
КАК ПОКУПАТЬ ДРЕВЕСИНУ
ДРЕВЕСНОСТРУЖЕЧНЫЕ ПЛИТЫ
КАК РАБОТАТЬ РУЧНОЙ ПИЛОЙ
ЛОБЗИК
Соединение вполдерева
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С РУБАНКОМ
КАК ПРАВИЛЬНО ШЛИФОВАТЬ ДЕРЕВО
ПРАВИЛЬНОЕ НАНЕСЕНИЕ ГРУНТОВКИ
 

ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА.

  Особенности творческого процесса.

 Творческий процесс – это достижение единства формы и содержания. Под влиянием окружающей действительности у дизайнера возникает идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественном образе. Образ идеи трансформируется в форму при проектировании. Чтобы достичь хороших результатов проектирования дизайнер должен обладать следующими качествами:

способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограниченное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

 Хотя творческий процесс дизайнера очень сложное явление, его можно представить в виде определенного плана.

 План творческого процесса дизайнера:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

В творческом процессе очень важно ассоциативное мышление. Ассоциативное мышление дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решения объекта. В качестве источника вдохновения дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то, или источник целиком. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические и реальные.

 Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством и ассоциативным мышлением, но и со способностью абстрагирования. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.

3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различных методов эвристики и проектирования. Эвристика – метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования – методы решения проектной задачи.

4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его свежим взглядом.

  Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».

5. Озарение (инсайт) – получение окончательного оптимального решения.

6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.

 Весь методический процесс проектирования можно разделить на 4 основных этапа:

информационный \

аналитический - исследовательская часть

синтетический /

коммуникативный  - практическая часть.

Вопросы по теме.

1.Назовите основные пункты плана творческого процесса дизайнера?

2. Что такое ассоциативное мышление и абстрагирование в дизайне?

3. Перечислите этапы методического процесса проектирования.

ТВОРЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

  Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, произведения архитектуры, инженерные сооружения, художественная литература, кино, театр, цирк и т.п.

 Традиционные творческие источники: исторический, национальный, классический костюм. Использование этих источников:

 дословное прочтение костюма;

использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источнике; разработка только кроя;

  перенесение традиционных способов отделки на новые материалы;

 прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости; метод цитат (выхватывание фрагмента из целого и перенесение его в новую форму, в новый комплекс);

метод эклектики (смешение разных стилей, форм, фрагментов);

прием пародии.

 Некоторые дизайнеры не используют в качестве творческих источников ни исторический костюм, ни ретро моду, ни классику, а изобретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления и новый подход к ношению одежды. Например, П. Рабанн в 1960-е годы предложил одежду из пластика, металла, стекла, пленок. И. Мияке в 1990-е годы предложил трикотажные готовые изделия в рулонах, как ткань.

Вопросы по теме.

1.Какие творческие источники можно использовать при проектировании костюма?

2. Каким образом может быть использован исторический и народный костюм в качестве творческого источника современной одежды?

 СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Художественный образ в дизайне одежды – гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде.

Процесс создания художественного образа в дизайне одежды можно разделить на 2 этапа:

1. Возникновение образной идеи в русле поставленной проектной задачи. Образная идея воплощается в виде форм, линий, цвета, фактуры материала.

2. Создание целостного художественного образа человека и костюма.

 Сегодня дизайнеры одежды находятся под влиянием «процесса потребления для развлечения». Современный потребитель как покупатель модной одежды любит сам процесс покупки. Покупая одежду, примеряя разнообразные изделия, человек старается войти в новые образы, раздвигая рамки своего повседневного существования. Он как бы проигрывает разные роли.

 Учитывая это, с 1990-х годов дизайнеры одежды всего мира в своих коллекциях предлагают огромный выбор различных образных решений. Яркая образность, доходящая до гротеска, достигается целым комплексом средств: одеждой, головными уборами, обувью, украшениями, макияжем, прической. Основные критерии создания модного образа – новизна и выразительность.

Вопросы по теме.

1.Что такое «художественный образ» в дизайне костюма?

2. Назовите этапы создания художественного образа.

МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

 Творческий процесс чрезвычайно многообразное и сложное явление. Для стимулирования творческой деятельности часто используются эвристические методы. Эвристика – это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Методы эвристики – методы интенсификации творческой фантазии. Развитие творческого воображения, преодоление психологической инерции - вот возможности эвристических методов.

К эвристическим методам относятся методы, дающие новые парадоксальные решения: - мозговой штурм; инверсия; эмпатия; карикатура.

«Мозговой штурм» - метод коллективного генерирования идей в очень сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. Этот метод продуктивен, если перед специалистами стоит некая неразрешимая проблема. Для этого собирается коллектив людей разных профессий, которые не связаны напрямую с решением данной проблемы и которые могут придумать что-то интересное. При этом соблюдается несколько условий:

- коллектив должен быть небольшой;

- каждый член этого коллектива по очереди должен выдавать идеи, как решить данную проблему, в очень быстром темпе;

- запрещается всяческая критика;

-все высказанные идеи записываются .

Результаты этой работы передаются дизайнерам, которые начинают анализировать даже самые абсурдные, шутливые и парадоксальные идеи, выявляя суть решения проблемы, теперь уже оценивая полученную информацию. Большинство методов генерирования идей, основанных на интуитивном мышлении, возникло из метода мозговой атаки.

Инверсия (лат. «перестановка») – метод проектирования «от противного», метод «переворота», абсурдной перестановки. Он способствует всестороннему развитию гибкости мышления дизайнера и позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения. Некоторые примеры применения этого метода в дизайне одежды: одежда, сшитая швами наружу, превращение нижнего белья в верхнюю одежду и т.д.

Эмпатия – означает отождествление личности одного человека с личностью другого. Метод эмпатии часто используется в сфере человеческих отношений, когда возникает необходимость «поставить себя в положение другого». Этим термином можно определить также и отождествление человеком с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы стать предметом и с его позиции посмотреть, что можно сделать для решения проблемы. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. При соответствующей тренировке данный метод может быть доступен для большинства людей. Он очень полезен для получения новых идей, а также их проверки. Метод эмпатии используется как при работе в одиночку, так и в составе группы.

Карикатура - метод доведения образного решения продукта дизайна до гротеска и абсурда, приводящий к нахождению нового неожиданного решения. Метод карикатуры или гиперболы, создание гротескного образа широко используется в современном модном эскизе, а также в моделях некоторых дизайнеров одежды с целью создания наиболее выразительных образов (например, Ж.П. Готье, В.Веструд, А. Макквина и. др.).

Существует множество самых разнообразны эвристических методов, способных разбудить в дизайнере инициативу, раскрыть его творческие способности, развить логику мышления в профессиональном направлении, регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска.

Вопросы по теме.

1.Какие методы эвристики применяются при проектировании одежды?

2. Какие условия необходимо соблюдать, используя метод «мозгового штурма»?

На главный раздел сайта: Дизайн